Письмо ФНС - применение ККТ в автотранспортных предприятиях

Письмо ФНС России - о применении ККТ в автотранспортных предприятиях (таксомоторные парки и ПАТП) - распространение моратория № 171-ФЗ.

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление) рассмотрело Ваше обращение от 23.07.2019 № 48 и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и на Управление Федеральной налоговой службы не распространяются.

Вместе с тем считаем возможным отметить, что согласно пункту 1 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется в Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона Федеральный закон № 54-ФЗ под термином "расчеты" понимается в том числе прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом №54-ФЗ.

Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется, в частности, лицом, которое оказывает услуги по перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, и которое формирует и передает (направляет) кассовый чек клиенту.

В соответствии с пунктом 5.6 Федерального закона №54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно­кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях.

При этом обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности), помимо способов, указанных в пункте 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем в том числе путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код (пункт 5.7 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).


Управление обращает внимание, что неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет ответственность, установленную статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Следует учитывать, что в силу пункта 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.


К особенностям договора "фрахтования" на автомобильном транспорте относится его форма: для перевозок пассажиров по заказу - письменный договор, если перевозки систематические (пункт 2 статьи 27 Устава автомобильного транспорта), заказ-наряд, если перевозки несистематические (пункт 4 статьи 27 Устава автомобильного транспорта). Для перевозок в легковом такси форма заключения договора устная с выдачей письменных документов, подтверждающих оплату стоимости проезда (подпункты 1-5 статьи 31 У става автомобильного транспорта).

Таким образом перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора и действующее законодательство разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования.

Федеральным закон от 03.07.2019 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" до 01.07.2020 действие частей 2 - 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, приостановлены.

Учитывая изложенное, в случае если перевозка пассажиров в транспортных средствах (такси, маршрутных такси и в других транспортных средствах) не признана в соответствии с нормативными актами субъекта Российской Федерации как перевозка городским транспортом общего пользования, то соответственно такие субъекты предпринимательской деятельности, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, обязаны применять контрольно-кассовую технику в установленном порядке, и соответственно "Штрафной" мораторий до 01.07.2020 на такие субъекты не распространяется.


Настоящее письмо Управления не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое письмо имеет информационно­разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.