Письмо Минэкономразвития № Д24и-18794 от 20.06.2022 О госконтроле в сфере ККТ
Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России рассмотрел письмо ФНС России по вопросу оформления решения о проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) в виде письма-поручения в адрес территориальных налоговых органов за подписью заместителя руководителя ФНС России и сообщает.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 постановления N 336 по решению руководителя, заместителей руководителя ФНС России допускается проведение внеплановых (надзорных) контрольных мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - контроль за ККТ) при условии согласования с органами прокуратуры (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона от 31 июля 2021 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "31 июля 2020 г."
Отмечаем, что частью 1 статьи 64 Закона о контроле для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа. Приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 утверждены в том числе типовые формы решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Таким образом, оформление решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде письма-поручения противоречит требованиям Закона о контроле.
Вместе с тем положениями части 2 статьи 57 Закона о контроле предусмотрено, что выездное обследование проводится на основании задания уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
При этом в соответствии с положениями части 7 статьи 75 Закона о контроле, а также пункта 27 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2022 г. N 272, в случае, если в ходе проведения выездного обследования в рамках контроля за ККТ выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку.
В этой связи отмечаем, что положениями Закона о контроле допускается направление в адрес территориальных налоговых органов писем за подписью заместителя руководителя ФНС России, предусматривающих необходимость проведения выездных обследований в отношении объектов контроля, соответствующих определенным критериям.
При этом в случае, если в ходе проведения указанных мероприятий будут выявлены признаки нарушения обязательных требований в области законодательства РФ о применении ККТ, постановление N 336 не ограничивает возможность проведения в рамках контроля за ККТ контрольной закупки в соответствии с частью 7 статьи 75 Закона о контроле без согласования с органами прокуратуры.
Директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования А.В. Вдовин