Покупателю предоставляется право выбора формы получения кассового чека
Нормами законодательства о применении кассовой техники покупателю предоставляется право выбора формы получения кассового чека (бланка строгой отчетности). Так, чек ККТ может быть выдан или направлен покупателю на предоставленный до совершения расчета абонентский номер либо адрес электронной почты (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
При этом пользователь при осуществлении расчетов может не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме, а также вправе применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов в ряде случаев (п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Например, если расчеты осуществляются с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.
Другая ситуация – когда расчеты за реализуемый товар осуществляются с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара. Или же за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.
Поэтому, как поясняет налоговая служба, только при выполнении вышеуказанных условий пользователь ККТ может не выдавать кассовый чек покупателю (письмо ФНС России от 6 июля 2022 г. № АБ-3-20/7106@).
Стоит учесть, что невыполнение пользователем обязанности по выдаче кассового чека на бумажном носителе с учетом направления фискальных данных в виде фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных в момент расчета (при соблюдении требований о применении ККТ и записи сведений о расчетах в фискальный накопитель) влечет административную ответственность (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).