В начале этого года стартовал отраслевой проект ФНС России «Общественное питание».
Одна из главных проблем сокрытия выручки предприятиями общественного питания — выдача клиентам так называемых «предчеков». Предчеки давно и прочно вошли в практику ресторанного бизнеса. По сути предчек — это счет, нефискальный документ, который указывает, сколько клиент должен заплатить за услугу.
На начальном этапе не планируется проведение жестких контрольных мероприятий — выездных налоговых проверок со всеми вытекающими (осмотр, выемка, допросы и т.д.) В планы фискалов входит спокойный диалог с предпринимателями и разъяснение им актуальных тенденций налоговой политики и последствий несоблюдения законодательства. Уже на следующем этапе к тем предпринимателям, которые ослушаются подобных рекомендаций, придут с налоговыми проверками.
Немало вопросов возникает по поводу реализации плана ФНС. У налоговых инспекторов в настоящее время слишком мало инструментов для эффективной работы по отслеживанию выручки объектов общественного питания.
Допустим, налоговая обнаружила подозрительную просадку по выручке предприятия. А как доказать, что действительно имело место нарушение — кафе не пробило кассовые чеки?
В настоящий момент (и об этом говорят сами налоговики) возможности провести контрольную закупку или иные оперативные мероприятия у налоговой службы нет.
Вместо этого налоговые инспекции будут активно работать с жалобами потребителей. Так, например, в магазинах мобильных приложений доступно приложение (https://apps.apple.com/ru/app/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0-%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D1%84%D0%BD%D1%81-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/id1169353005) «Проверка чеков ФНС России». С помощью него любой желающий может проверить достоверность выданного чека. Для этого достаточно просканировать QR-код на чеке или вручную ввести данные с чека.
Если посетитель ресторана, например, пожалуется в налоговую инспекцию, что ресторан не выдал ему кассовый чек, и направит налоговикам предчек, который был ему выдан, инспекция возбудит дело об административном правонарушении и оштрафует предприятие по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Штраф составляет для ИП — от 1/4 до 1/2 суммы непробитого чека, но не менее 10 000 рублей; для юридических лиц — от 3/4 до 1 суммы непробитого чека, но не менее 30 000 рублей.
Кстати, жалоба потребителя может также стать поводом для проведения выездной налоговой проверки. После назначения проверки налоговики могут осуществить осмотр предприятия — без предупреждения приехать в заведение для проверки. Если вместе с осмотром будет назначена выемка, проверяющие смогут изъять любые документы и предметы, которые могут свидетельствовать о нарушении налогового законодательства. В таком случае журналы с черной бухгалтерией, предчеки и иные «следы» правонарушений могут подвести предприятие под налоговые начисления и штрафы.
Тем не менее, выездная налоговая проверка остается весьма трудоемким процессом, требующим тщательной подготовки и предварительного анализа предприятия на предмет целесообразности проведения проверочных мероприятий. Для опытных коммерсантов не секрет, что налоговая инспекция всегда оценивает перспективы проведения проверки: выездная проверка назначается только в том случае, когда есть реальные шансы добиться результата.
Что касается оперативного контроля, с прошлого года ведется работа по подготовке законопроекта (https://regulation.gov.ru/projects#npa=106012), который устанавливает в Налоговом кодексе РФ новый вид контрольного мероприятия — оперативная проверка. Такая проверка будет проводиться в целях проверки соблюдения кассовой дисциплины. Появятся и новые оперативные мероприятия — контрольная закупка и наблюдение. Такие мероприятия проводятся без уведомления, поэтому ресторан не узнает о том, что в отношении него проводится, например, наблюдение.