Маркировка в онлайн-продажах: что это такое, порядок действий с облачными сервисами, штрафы

Маркировка товара в онлайн-продажах

  • 29 сентября 2019 в ФЗ № 487 были внесены изменения, обязующие
    производителей и поставщиков маркировать товары. Стоит разобраться, для чего нужна маркировка, как это изменение касается онлайн-продаж и
    использования облачных кассовых сервисов.

    Что такое маркировка и для чего она нужна

    Маркировкой называется нанесение на продукцию определенного кода,
    похожего на QR. Процедура необходима для отслеживания перемещения
    товаров от места производства до покупателя. Это позволит контролировать
    качество, а также сократить количество фальсификата. Еще одним преимуществом является упрощение учета.

    Контроль за маркировкой осуществляет специальная структура – Центр
    разработки перспективных технологий (ЦРПТ). Ими же был создан сервис
    «Честный знак», который позволяет отслеживать товарооборот через
    онлайн-кассы.

    Суть изменений

    ФЗ-487 обязывает компании перейти на общую или упрощенную систему
    налогообложения. Если ранее у организации был другой способ оплаты
    налогов, придется столкнуться с некоторыми аспектами:
  • при смене режима налогообложения подлежат изменению и настройки облачных касс;
если компания выбирает ОСН, покупать новую ККМ не понадобится.

Особенности маркировки в онлайн-продажах

Маркировка является обязательной не только для производителей, но и
для компаний, которые занимаются реализацией продукции.
Интернет-магазины и службы доставки также попадают в эту категорию. Во
избежание штрафов, необходимо самостоятельно произвести маркировку
продукции. Порядок действий:
  • При отсутствии облачной кассы для магазина – приобрести ее.
  • Выбрать компанию, которая предоставляет услугу обслуживания онлайн-касс, и заключить договор. Такие организации называются операторами фискальных данных, так как именно они передают информацию в налоговую.
  • При отсутствии считывателя кодов – приобрести.
  • Оформить электронную подпись.
  • Зарегистрировать компанию в сервисе «Честный знак».
  • Зарегистрироваться в электронной системе документооборота (ЭДО) для взаимодействия с поставщиками.
  • Промаркировать товар.

    Внимание: если компания реализует товар собственного производства, ей необходимо подать заявку на разработку кода в ЦРПТ. Полученный знак проставляется на продукции, сканируется и загружается в систему.


    Процесс онлайн-продажи маркированных товаров

    Как выглядит процесс продажи маркированной продукции с одной кассой для магазина и курьеров:
  • Получение товара от поставщиков. Необходимо проверить, промаркирована ли продукция и соответствуют ли коды накладной.
  • Если данные верны, коды вносятся в систему ЭДО. Информация отправляется в ЦРПТ.

После этого продукция хранится на складе, пока клиент не оформит заказ. Дальнейшие действия зависят от способа оплаты:
  • Если клиент оплачивает на сайте, то компания отправит 2 чека: первый
    – сразу после оплаты, без маркировочного кода; второй вкладывается в
    коробку при отправке клиенту. Перед упаковкой товар сканируется и
    аппарат выдает чек уже с данными маркировки.
  • При наличии кассового сервиса для курьеров, клиент может оплатить
    товар при получении. Тогда сотрудник сканирует код при непосредственной передаче заказа и выдает покупателю 1 чек.

    Штрафы за отсутствие маркировки

    Компании, производящие или реализующие продукцию, подлежащую
    маркировке, несут административную и уголовную ответственность за ее
    отсутствие. Вид наказания и сумма зависит от вида и формы деятельности
    организации.

Производители – ИП штрафуются на сумму от 5 до 10 тыс. рублей, а юридические лица – от 50 до 100 тысяч.
Помимо взимания штрафа, вся непромаркированная продукция изымается.

При реализации размер штрафа составляет:
  • Для физических лиц – от 2 до 4 тысяч;
  • ИП – от 5 до 10 тысяч;
  • Юридическим лицам придется заплатить от 50 до 300 тысяч.
    Товар конфискуется.

    Если же объемы товарооборота превышают 1,5 млн, наступает уголовная
    ответственность. Согласно ст. 171.1 части первой Уголовного Кодекса,
    срок заключения может составить до 3 лет с обязательным штрафом до 80
    тысяч.

    Несмотря на то, что облачные кассы для курьеров подразумевают
    удаленную продажу, необходимо внимательно отслеживать изменения в
    законодательстве и подстраивать под них свою деятельность.