Мобильная онлайн-касса

Магазины уличили в продаже контрафактных сигарет через кассу

В сентябре 2020 года контрафактные сигареты продавали не менее 7% несетевых магазинов, сообщает в своем исследовании оператор онлайн-касс. РБК ознакомился с выводами компании.
В исследовании были проанализированы данные чеков, которые со смарт-терминалов «Эвотор» в онлайн-режиме передаются в Федеральную налоговую службу (ФНС).
При анализе были выявлены продажи по штрихкодам брендов, которые не могут продаваться в России.
Например, это контрабанда из Белоруссии (марки Minsk, NZ, Portal и др., произведенные для внутреннего рынка), Казахстана (Bond Street, Davidoff), а также контрафакт российского производства — бренды TU-134, «Космос», «Столичные» и др., которые больше не производятся.
Другие опрошенные РБК операторы онлайн-касс не проводили подобных исследований.

В своих выводах «Эвотор» экстраполируют данные со своих онлайн-касс на всю страну в соответствии со своей рыночной долей (по собственным данным, компания занимает 16-17% рынка онлайн-касс, каждый четвертый предприниматель работает с «Эвотор»), но абсолютные значения не приводит. «Эвотор» — оператор ККТ-техники, крупнейший игрок в сегменте смарт-терминалов с 650 тыс. подобных устройств.
Названия и адреса точек, уличенных в продаже контрафакта, «Эвотор» не раскрывает.

Наибольшее количество несетевых магазинов и павильонов, в которых продавались нелегальные сигареты, обнаружены в Ульяновской и Смоленской областях — около 18% всех таких точек. В Карелии этот показатель составляет 16%, в Новосибирской области и Татарстане — 15%. В Москве доля несетевых магазинов и павильонов с контрафактом составляет, по оценке «Эвотора», 10%, в Санкт-Петербурге — 11%.

Большинство продавцов контрафакта (82%) торгует сигаретами, произведенными в Белоруссии, почти треть (32%) — местного происхождения.
Средняя цена нелегальных белорусских сигарет в сентябре 2020 года составила 59 руб., отечественных — 41 руб., тогда как в среднем цена легальной пачки составляет 123 руб., подсчитали аналитики «Эвотора».

Почему несетевая розница все-таки продает контрафакт
В каких-то случаях человеческий фактор возможен и нелегальную продукцию можно увидеть в чеках по незнанию или неосторожности персонала, но чаще причиной может быть уверенность продавца, что его не привлекут к ответственности, считают опрошенные РБК производители табачной продукции.

Подобные нарушения не так жестко контролируются, данные по всем чекам получает ФНС, но далеко не факт, что к продавцу будут применены санкции, констатирует Игорь Черкасский, руководитель по вопросам борьбы с нелегальной торговлей российского офиса British American Tobacco (бренды Dunhill, Kent, Lucky Strike и др.). Ст. 171.1 УК РФ предусматривает за сбыт продукции без маркировки как штраф до 300 тыс. руб., так и принудительные работы либо лишение свободы до трех лет.

Технически, чтобы продать пачку сигарет через кассу, продавцу достаточно пробить только штрихкод, но не сканировать код маркировки, и транзакция все равно будет проведена. Кроме того, создать фотокопию Data Matrix можно методами, похожими на те, какие используют при подделке денежных знаков, купонов, билетов и других документов. «Положительное отличие кода Data Matrix в том, что невозможно подделать информацию, которая в нем «зашита», — говорит директор по связям с органами государственной власти российского офиса JTI (бренды Winston, Mevius, Camel, Glamour) Василий Груздев.

На нелегальную пачку наносится код, скопированный с легальной, и при сканировании такого кода приложение «Честный знак» определит его как подлинный, добавляет Игорь Черкасский. Только посмотрев подробную информацию, можно понять, что код был выведен из обращения уже десятки или даже сотни раз.


Источник: РБК