Маршрутные автобусы по ФЗ 54
Федеральный закон 54 имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы бизнеса. Теперь согласно новым поправкам в налоговое законодательство перевозки в общественном транспорте будет контролироваться при помощи контрольно-кассовой техники. При проведении расчетных операций также необходимо применять ККТ, иначе последует штраф.
Если ранее кондукторам и водителям достаточно было выдавать стандартный билет до 1 июля 2019 года, то теперь необходимо выдавать чековый документ. Следовательно, норма, разрешающая не использовать ККТ (п.2 ст. Ф54), утратит свою силу и в действие вступит абз. 3. ПП.п.5 ст.1, п.2, ст. 4 Федерального закона 54. Именно по наступлению вышеупомянутой даты все водители и кондуктора обязаны внедрить контрольно-кассовую технику в транспорт общественного предназначения.
Стоит отметить, что еще до окончания отсрочки в большинстве регионов России уже были внедрены специальные кассовые аппараты, которые для оплаты принимают банковские карты или так званные абонементы – проездные карты.
Согласно расширенному письму Правительства, лицо, принимающие оплату, обязано провести оплату проезда через контрольно-кассовую технику и выдать клиенту чековую документацию. При этом ЧД должен быть сформирован в течение 5 минут после приема денег.
Непосредственно кассовые аппараты должны быть зарегистрированы на непосредственно ИП, ООО или лицо, которые осуществляет перевозку. Последний случай касается частного извоза.
Кто имел право на отсрочку до 1 июля 2019 года?
Ранее, не использовать контрольно-кассовую технику имели право предприятия и организации:
- организовывающие городские рейсы;
Из-за того, что поток людей крайне большой, в таких случаях можно было использовать стандартную методику взаимодействия при помощи покупки проездных талонов и билетов, разрешающих перемещение на транспорте.
- отсрочку получали предприятия и компании, имеющие наемный персонал, в чьем автопарке насчитывалось до 20 автомобилей;
При этом важно, чтобы ИП и ООО работали на ПСН или ЕНВД. При организации междугородных перевозок вместо чековой документации необходимо было выдавать банки строгой отчетности установленного образца.
- транспортные средства, оснащенные специальными турникетами со встроенными платежными терминалами;
- под действие отсрочки попадали ИП и ООО, осуществляющие перевозку по удаленным маршрутам, где нет стабильного доступа к сети;
Такие случаи предполагают периодическую отправку ЧД в ФНС, а в качестве отчетных документов предоставлять бланки строгой отчетности. Но непосредственно транспортное средство, при помощи которого осуществляется извоз, должно быть оснащено кассовыми аппаратами современного образца.
Кто обязан устанавливать ККТ
Согласно Федеральному закону 54, ИП и ООО, чья деятельность связана с предоставлением услуг по перевозке пассажиров должны использовать ККТ. При этом размер автопарка, система налогообложения и правовой статус не имеют значения, а значит использование контрольно-кассовой техники обязательно.
Если перевозка осуществляется по заранее составленному маршруту и по контракту, тогда ККТ должна устанавливаться непосредственно в офисе компании, где принимается оплата за услугу.
Под исключение попадают следующие случаи:
- если продажа талонов за проезд осуществляется еще до начала перевозки;
- ООО или индивидуальное предприятие заключило договор на длительное обслуживание с одноразовым внесением оплаты за услугу;
- был арендован корпоративный транспорт.
В чековой документации указывается регистрационный номер, модель и марка транспортного средства, в котором устанавливается контрольно-кассовая техника. Дополнительные реквизиты такие, как длительность рейса, зона действия прописывают согласно установленной форме транспортного билета.
ФЗ 54: ответственность за несоблюдение норм закона
Первичное нарушение законодательства, которое выражается в неиспользовании контрольно-кассовой техники, предполагает наложение штрафных санкций. Ст. 14.5 КоАП устанавливает размер штрафа для водителей, кондуктор и других должностных лиц до 50% от суммы, полученной без онлайн-кассы, но не менее 10 тыс. рублей.
Организации обязаны будут заплатить до 100% суммы, полученной без ККТ, но не менее 30 тысяч рублей. Повторное нарушение способствует применению к должностным лицам административной ответственности в виде дисквалификации сроком до 2 лет. Однако эта мера пресечения применяется, если объем неучтенки превысил 1 млн рублей. Юридическим лицам повторное нарушение чревато остановкой деятельности компании сроком до 90 дней.
Применение касс в автобусах с нарушением установленного стандарта (сроков и условий регистрации оборудования, порядка его применения, эксплуатация ККМ, не соответствующих технологическим требованиям и др.) влечет предупреждение или наложение штрафа размером от 1500 до 3000 рублей — для должностных лиц и ИП и от 5000 до 10000 рублей — для организаций любых форм собственности.
Непредоставление документов представителям надзорных органов влечет за собой предупреждение или штраф в размере до 2000 руб. для должностных лиц и до 10 000 руб. для самой организации.
Выбор формата налагаемых санкций (штраф или предупреждение) оставлен на усмотрение налогового инспектора.
Требование к ККТ в общественном транспортном средстве
Онлайн-кассы, которые устанавливаются в автобусах, должны принимать как наличный, так и расчет при помощи банковских карт. Кассовые аппараты должны иметь автономность от 8 часов и обеспечивать продуктивность в 1 тыс. чеков за нормированную смену.
Также ККТ должны иметь возможность связи со стационарными платежными системами и быть крайне ударопрочными. Онлайн-кассы должны быть полностью совместимыми со всеми мобильными операторами для определения местонахождения контрольно-кассовой техники.